
Прокурор разъясняет. Посредничество во взяточничестве.
Одной из мер уголовно-правового характера в борьбе с коррупционными преступлениями является принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства имущества, полученного в результате совершения преступлений, то есть его конфискация.
Конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества подсудимого: денег, ценностей и иного имущества.
Перечень преступлений, по которым применяется конфискация имущества закреплен в статье 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Среди них преступления, в том числе, коррупционной направленности, наиболее распространенными из которых являются статьи 204 (коммерческий подкуп),
285 (злоупотребление должностными полномочиями), 290 (получение взятки) Уголовного кодекса Российской Федерации и другие.
К имуществу, которое может быть конфисковано относятся:
1) деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступлений указанной категории, в том числе предмет взятки или коммерческого подкупа;
2) доходы, полученные от использования такого имущества;
3) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.
При этом, если деньги, ценности и иное имущество, а также доходы от него подлежат конфискации только за преступления, указанные в статье 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, то орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, могут быть конфискованы судом по делам о преступлениях, перечень которых законом не ограничен.
Имеют место факты, когда лица, совершившие преступления, во избежание уголовного преследования и конфискации имущества оформляют его на членов своей семьи или иных доверенных лиц.
В таких случаях применяются положения части 3 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрена конфискация имущества, переданного осужденным другому лицу (организации), если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.
Помощник межрайонного прокурора О.А. Филипова
Прокурор разъясняет.
В соответствии с Федеральным законом от 21.04.2025 № 87-ФЗ с 01.09.2025 устанавливаются особенности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при организации и проведении зрелищных мероприятий.
В частности, организатор зрелищного мероприятия обязан заблаговременно уведомить соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о тематике зрелищного мероприятия, объекте и территории, на которых планируется проведение зрелищного мероприятия, их собственнике (правообладателе), дате и времени проведения зрелищного мероприятия, планируемом количестве посетителей, планируемых мерах по организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Также надлежит незамедлительно информировать указанные органы об изменении тематики зрелищного мероприятия, места, даты, времени его проведения, планируемого количества посетителей, об отмене, о замене или переносе зрелищного мероприятия.
Кроме того, на организатора зрелищного мероприятия и собственника (правообладателя) объекта или территории, на которых оно проводится, возлагается обязанность по обеспечению охраны, технической оснащенности, укрепленности и антитеррористической защищенности таких объекта и территории.
Дополнительно определены права и обязанности контролеров-распорядителей при проведении зрелищного мероприятия на спортивном сооружении.
Предусмотрено, что организатор зрелищного мероприятия, проводимого на спортивном сооружении, должен обеспечить деятельность контролеров-распорядителей, включая предоставление им форменной одежды, питания, компенсационных выплат, связанных с оплатой стоимости питания, проезда, проживания.
Помощник межрайонного прокурора О.А. Филипова
Прокурор разъясняет.
Новое в системе местного самоуправления в Российской Федерации.
Федеральным законом от 20.03.2025 №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» введены значительные изменения организационных и правовых основ местного самоуправления по сравнению с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако, в части отдельных вопросов сохраняет прежнее правовое регулирование.
В частности, закон уточняет понятие местного самоуправления, определяя его как признаваемую и гарантированную Конституцией Российской Федерации форму самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в пределах предусмотренных полномочий.
Закреплена одноуровневая система организации местного самоуправления и установлены следующие виды муниципальных образований, в которых оно осуществляется: городской округ; муниципальный округ; внутригородское муниципальное образование города федерального значения. Субъекты Российской Федерации, имеющие социально-экономические, исторические и иные особенности, могут сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
Введены четыре способа избрания главы муниципального образования: на выборах; представительным органом из своего состава; представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; представительным органом из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Новым является последний способ избрания.
Федеральным законом от 20.03.2025 №33-ФЗ изменены порядок проведения схода граждан, опроса, публичных слушаний и общественных обсуждений, собрания граждан, внесения инициативных проектов, организации деятельности территориального общественного самоуправления, требования к старосте сельского населенного пункта.
Федеральным законом от 20.03.2025 №33-ФЗ понятие «вопросы местного значения» (ст.32) заменено на понятие «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения». При этом, полномочия по решению данных вопросов разделены на:
1) полномочия, не подлежащие распределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, такие полномочия реализуются только органами местного самоуправления;
2) полномочия, которые региональным законом могут быть перераспределены для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае принятия такого закона данные полномочия реализуются только региональными органами власти за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и не могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке наделения отдельными государственными полномочиями. В случае непринятия такого закона эти полномочия осуществляются органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета;
3) полномочия, решение об осуществлении которых органами местного самоуправления может быть принято региональным законом. Такие полномочия в силу Федерального закона от 20.03.2025 №33-ФЗ считаются перераспределенными для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и могут быть региональным законом возложены на органы местного самоуправления.
Финансовое обеспечение реализации таких полномочий осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом передаваемых в обязательном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных образований единых, дополнительных и (или дифференцированных) нормативов отчислений от отдельных налогов и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет, и (или) межбюджетных трансфертов.
Федеральный закон вступает в силу с 19.06.2025, за исключением его отдельных положений. Однако, ст.32 Федерального закона от 20.03.2025 №33-ФЗ, которой регламентированы полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, вступит в силу лишь с 01.01.2027. До указанной даты органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст.ст. 14-18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Помощник межрайонного прокурора О.А. Филипова
Прокурор разъясняет.
Возобновление исполнительного производства о взыскании кредитных платежей.
Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон) сроков давности для возобновления производства по исполнительным документам о невыплаченном долге по кредиту не предусмотрено.
Указанное означает, что судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе возобновлять исполнительное производство о взыскании задолженности по кредиту, к примеру, если оно было окончено в связи с отсутствием у должника имущества и постоянного дохода, на основании заявления взыскателя неограниченное количество раз до момента погашения долга в полном объеме.
В этом случае после возвращения взыскателю исполнительного документа он вправе повторно предъявить его для исполнения, но не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (ч.ч. 4, 5 ст. 46 Федерального закона) в пределах срока, установленного ст. 21 Федерального закона.
Вместе с тем, прекращенное исполнительное производство судом по основаниям, установленным ст. 43 Федерального закона, может быть возобновлено по заявлению взыскателя только при отмене судебного акта либо изменении обстоятельств, явившихся основанием для прекращения исполнительного производства (ч. 3 ст. 43 названного Федерального закона).
Следует отметить, что в случае пропуска срока предъявления исполнительного документа взыскателем (например, кредитной организацией) в службу судебных приставов, который по общему правилу составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (ст. 21 Федерального закона), исполнительное производство не может быть возбуждено, кроме как на основании судебного акта о восстановлении пропущенного срока (п. 3 ч. 1 ст. 31 Федерального закона).
Помощник межрайонного прокурора О.А. Филипова
Прокурор разъясняет.
Подписан закон о создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Президентом Российской Федерации 01.04.2025 подписан Федеральный закон № 41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законом предусматривается создание соответствующей государственной информационной системы в целях организации взаимодействия органов прокуратуры, Следственного комитета, Банка России, кредитных организаций, операторов связи, а также федеральных органов исполнительной власти и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, для оперативного предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий.
В ГИС противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием ИКТ, хранится информация о лицах, совершивших противоправные действия с использованием сети связи общего пользования, в том числе информация об абонентских номерах, используемых в целях совершения противоправных действий с использованием сети связи общего пользования.
Основные новеллы:
- сотрудникам госучреждений, банков и операторов связи запретили использовать иностранные мессенджеры для звонков и сообщений клиентам;
- продавцы на маркетплейсах смогут пройти верификацию через Госуслуги и получить специальную отметку;
- Госуслуги не будут отправлять сообщения для входа в аккаунт во время телефонного разговора;
- на Госуслугах и в МФЦ можно будет запретить заключение договоров связи без личного присутствия абонента;
- передавать свою сим-карту можно будет только близким родственникам;
- введена обязанность банков распространять антифрод-мероприятия не только на онлайн-платежи, но и на банкоматы. В том числе предполагается установление периода «охлаждения» на 48 часов при выдаче наличных средств, если существует подозрение, что гражданин намеревается снять деньги под влиянием мошенников;
- устанавливается обязанность кредитной организации по ограничению выдачи наличных с использованием банкоматов на сумму до 100 тысяч рублей в месяц, если в соответствующей базе данных есть информация о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента;
- запрещаются массовые и (или) автоматические телефонные вызовы в сети связи общего пользования без получения предварительного согласия абонента;
- устанавливается обязанность оператора подвижной радиотелефонной связи прекратить рассылку абоненту, направившему указанному оператору отказ от её получения;
- физические лица наделяются правом установить запрет на заключение договоров об оказании услуг сотовой связи;
- на телефоне абонента вводится маркировка телефонных вызовов, инициированных абонентом-юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем;
- портал Госуслуг начнет принимать только подтвержденные усиленной квалифицированной электронной подписью заявления о снятии запрета на оформление кредита.
Указанный закон вступил в силу с 01.06.2025 (за исключением отдельных положений).
Помощник межрайонного прокурора О.А. Филипова
Прокурор разъясняет.
Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Дисциплинарные взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закона о государственной гражданской службе) и применяются по итогам проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в отношении него могут быть применены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора либо предупреждения о неполном должностном соответствии.
Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Закона о государственной гражданской службе предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.
Законодательством предусмотрен также особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.
В силу статьи 59.3 Закона о государственной гражданской службе взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
За совершение коррупционного правонарушения гражданского служащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении правонарушения. Периоды его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, иного уважительного отсутствия в данный срок не входят.
При этом привлекать к такой ответственности можно не позднее трех лет со дня совершения правонарушения.
В указанные сроки не включается период производства по уголовному делу (часть 3 статьи 59.3 Закона о государственной гражданской службе, часть 4 статьи 193 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Помощник межрайонного прокурора О.А. Филипова
Прокурор разъясняет.
Прием на работу быывшего государственного или муниципального служащего.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За неисполнение работодателем требования о направлении уведомления о приеме на работу по месту его предыдущей службы предусмотрена административная ответственность по статье 19.29 КоАП РФ. Санкцией указанной статьи предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Помощник межрайонного прокурора О.А. Филипова
Сокольская межрайонная прокуратура разъясняет
Уголовная ответственность за вымогательство
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) в соответствии со статьей 163 установлена ответственность за вымогательство.
Под вымогательством понимаются требования передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
К предмету вымогательства по смыслу ст. 163 УК РФ относится чужое имущество, а именно, вещи¸ включая наличные денежные средства, документарные бумаги; безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, а также имущественные права, в том числе, права требования и исключительные права.
Под правом на имущество, с передачей которого могут быть связаны требования при вымогательстве, в статье 163 УК РФ понимается удостоверенная в документах возможность осуществлять правомочия собственника или законного владельца в отношении определенного имущества.
К другим действиям имущественного характера, на совершение которых направлено требование при вымогательстве, относятся действия, не связанные непосредственно с переходом права собственности или других вещных прав (производство работ или оказание услуг, являющихся возмездными в обычных условиях гражданского оборота).
Потерпевшим от вымогательства может быть признан не только собственник или законный владелец, но и другой фактический обладатель имущества (например, лицо, осуществляющее охрану имущества либо имеющее к нему доступ в силу служебных обязанностей или личных отношений), которому причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший должен воспринимать угрозу как реальную, то есть у него должны быть основания опасаться осуществления этой угрозы. Для оценки угрозы как реальной не имеет значения, выражено виновным намерение осуществить ее немедленно либо в будущем.
При этом распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, незаконное распространение сведений о частной жизни лица, разглашение тайны усыновления (удочерения), сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, образуют совокупность преступлений.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому если виновный, совершая преследование в какой бы то ни было форме, совершит деяния, содержащие признаки другого преступления, то он будет нести уголовную ответственность по соответствующим статьям УК РФ.
Привлечению к уголовной ответственности за вымогательство подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.
Вымогательство является оконченным преступлением с момента, когда предъявленное требование, соединенное с угрозой, доведено до сведения потерпевшего. Невыполнение потерпевшим этого требования не влияет на юридическую оценку содеянного как оконченного преступления.
Наказание за вымогательство предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 4 лет; за квалифицированное вымогательство в виде лишения свободы до 15 лет.
Заместитель межрайонного прокурора
советник юстиции Н.В. Лопотова
Сокольская межрайонная прокуратура разъясняет
С 1 сентября 2025 года устанавливается административная ответственность за продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения
Федеральный закон от 03.02.2025 N 2-ФЗ"О внесении изменений в статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Правонарушение повлечет наложение штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размерах, предусмотренных абзацем вторым части 3 статьи 14.53 КоАП РФ.
Перечень таких товаров установит Правительство.
Заместитель межрайонного прокурора
советник юстиции Н.В. Лопотова
Сокольская межрайонная прокуратура разъясняет
Внесены изменения в законодательство, регулирующее вопросы формирования фонда капитального ремонта дома на специальном счете
Федеральным законом от 03.02.2025 № 6-ФЗ внесены изменения в ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым увеличен минимальный уровень собираемости взносов при формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете.
В случае, если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем 60% (ранее – 50%) от размера начисленных взносов, орган государственного жилищного надзора уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, а также о необходимости ее погашения в срок не более чем 5 месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления и о последствиях несвоевременного погашения задолженности.
Кроме того, установлен срок, в течение которого орган государственного жилищного надзора уведомляет орган местного самоуправления о наличии задолженности и непринятии мер к ее погашению (в течение 1 месяца с даты истечения 5 месяцев с даты получения владельцем специального счета указанного уведомления).
Федеральный закон от 03.02.2025 № 6-ФЗ вступил в силу с 03.02.2025.
Заместитель межрайонного прокурора
советник юстиции Н.В. Лопотова
Сокольская межрайонная прокуратура разъясняет
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Под злоупотреблением полномочиями следует понимать совершение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили законным интересам данной коммерческой или иной организации, а также тем целям и задачам, для достижения которых это лицо было наделено соответствующими полномочиями.
Уголовно наказуемым деянием считается использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Заместитель межрайонного прокурора
советник юстиции Н.В. Лопотова
Сокольская межрайонная прокуратура разъясняет
Усилена уголовная ответственность за деяния, связанные с заключением ограничивающего конкуренцию соглашения
Статья 178 «Ограничение конкуренции» Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена положением, устанавливающим повышенную ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, причинившего крупный ущерб либо сопряженного с извлечением дохода в крупном размере, если это деяние повлекло повышение, снижение или поддержание цен на торгах, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. За совершение такого деяния предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на пять лет.
Предусмотренные названной статьей преступные посягательства признаются тяжкими преступлениями, если они совершены организованной группой или сопряжены с уничтожением, повреждением имущества либо угрозой его уничтожения или повреждения.
Примечания к указанной статье дополняются разъяснением, что следует понимать под доходом, извлеченным в результате заключения ограничивающего
конкуренцию соглашения (картеля).
Корреспондирующие изменения внесены в предусмотренный частью второй статьи 761 Уголовного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перечень преступлений, при совершении которых впервые лицо освобождается от ответственности, если возместило причиненный ущерб.
Заместитель межрайонного прокурора
советник юстиции Н.В. Лопотова
Сокольская межрайонная прокуратура разъясняет
Внимание: новая схема обмана с продлением полиса ОМС
Злоумышленники придумали новую схему мошенничества, в основном для обмана пенсионеров и инвалидов.
Мошенники звонят под видом сотрудников страховых компаний и сообщают о необходимости продления полиса ОМС.
Для дистанционного обновления предлагают скачать приложение Минздрава, которое на самом деле фейковое и позволяет получить удаленный доступ к смартфону, а также интернет-банку и порталу «Госуслуги».
Если поступил такой звонок, незамедлительно прекращайте разговор и перезвоните в службу поддержки вашей страховой компании, чтобы уточнить всю необходимую информацию.
Заместитель межрайонного прокурора
советник юстиции Н.В. Лопотова