
Закупка продуктов питания в общественном питании.
На предприятиях общественного питания очень важен вопрос закупки продуктов питания.
Требования к перевозке, хранению и использованию прописаны в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Перевозка, в том числе при доставке потребителям, и хранение продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов.
В соответствии с требованиями статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» предъявляются следующие требования к процессам хранения, перевозки и реализации пищевой продукции:
-перевозка пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки, установленными изготовителями такой продукции, а в случае их отсутствия - в соответствии с условиями хранения пищевой продукции, установленными изготовителем такой продукции;
-при использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки одновременно различной пищевой продукции либо пищевой продукции и иных грузов, необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств пищевой продукции;
-конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту пищевой продукции от загрязнения, проникновения животных, в том числе грызунов и насекомых, проведение очистки, мойки, дезинфекции;
- грузовые отделения транспортных средств, контейнеры и емкости, используемые для перевозки пищевой продукции, должны обеспечивать возможность поддержания условий перевозки и (или) хранения пищевой продукции;
- внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов;
- грузовые отделения транспортных средств и контейнеры должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции. Вода, используемая для мойки внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза;
- при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции;
- пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции;
- работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза;
- больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, не допускаются к работам, связанным с хранением, перевозкой и реализацией пищевой продукции;
- при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем;
- в случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.
Совместная перевозка продовольственного (пищевого) сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции допускается при условии наличия герметической упаковки, а также при соблюдении температурно-влажностных условий хранения и перевозки.
Помните, как только продукты питания окажутся на объекте, ответственность за их качество несет руководитель предприятия общественного питания.
исп.: ведущий специалист-эксперт В.Н. Кузнецова
Речная рыба правила безопасности
Одно из самых распространенных заболеваний, передающихся, через речную рыбу – описторхоз. Заразиться им можно как через купленную рыбу, так и через выловленную собственноручно. Возбудитель заболевания – описторх, микроскопическая личинка, которую невозможно увидеть невооруженным глазом. Наиболее частые переносчики – рыбы из семейства карповых: лещ, карась, карп, сорожка, чебак, линь, пескарь, гольян, жерех и другие. Наибольшая степень зараженности приходится на Сибирь.
Описторхоз – опасное заболевание, при котором личинки паразита через кишечник проникают в печень, желчный пузырь и поджелудочную железу. Оно проявляется через две-три недели после употребления в пищу зараженной рыбы. В первые дни человек ощущает слабость, головную боль, лихорадку, боли в области желудка или по всему животу, тошноту; бывает также рвота и расстройство стула. Такое состояние может продолжаться от нескольких дней до двух месяцев. Постепенно симптомы стихают, и человек длительное время чувствует себя практически здоровым, а впоследствии выясняется, что заболевание стало хроническим.
В речной рыбе могут находиться и другие опасные паразиты, например личинки широкого лентеца, который вызывает дифиллоботриоз. В отличие от описторхов, эти личинки довольно крупные, выглядят как белые червячки до 1 см длиной, их можно заметить. Если заражение все-таки произошло, то у человека в кишечнике через три месяца вырастет огромный – до 10 метров – ленточный червь. Распространенные симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, нарушения стула, иногда повышается температура. Подцепить такого паразита можно, съев щуку, ерша, налима, окуня или сырую икру этих рыб.
Менее распространенное, но тоже опасное гельминтозное заболевание – клонорхоз. Встречается в основном в Приамурье и в Приморье. Переносчики – карась серебряный, троегуб, горчак обыкновенный, сазан, конь-губарь, верхогляд, подуст чернобрюшка, амурский язь и другие виды рыб. При отсутствии лечения у зараженных могут увеличиться селезенка и печень. Больные страдают бессонницей, часто наблюдается расстройство стула и потеря аппетита.
О каких мерах профилактики нужно помнить в первую очередь:
- не употребляйте в пищу сырую, недостаточно термически обработанную, недосоленную рыбу;
- варите некрупные куски рыбы не менее 20 минут от момента закипания (при приготовлении ухи первую воду нужно сливать);
- прожаривайте небольшие куски распластанной рыбы под крышкой на сковороде не менее 20 минут, крупные куски – 30–40 минут;
-засаливайте мелкую рыбу в течение 14 дней, крупную (свыше 25 см) – в течение 40 дней с добавлением 2 кг соли на 10 кг рыбы;
- выпекайте пироги с рыбой не менее 1 часа;
- обязательно засаливайте рыбу при холодном копчении;
- горячее копчение проводите при температуре 80 °C не менее 2 часов;
- замораживайте рыбу до 1 кг при -28 °C не менее 41 часа, при -35 °C – не менее 10 часов, в бытовом холодильнике – не менее месяца;
- ни в коем случае не пробуйте сырую рыбу и фарш до окончания кулинарной обработки;
- тщательно промывайте дезинфицирующими средствами доски, на которых разделывали рыбу, а также нож, раковину и руки.
исп.: ведущий специалист-эксперт В.Н. Кузнецова
Напоминаем о соблюдении требований личной гигиены работниками организаций торговли и общественного питания.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний Сокольский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области обращает внимание на необходимость строгого соблюдения работниками организаций торговли и общественного питания правил личной гигиены и выполнения комплекса мероприятий.
Для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники обязаны:
- оставлять в индивидуальных шкафах или специально отведенных местах одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви;
- снимать в специально отведенном месте рабочую одежду, фартук, головной убор при посещении туалета либо надевать сверху халаты; тщательно мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета;
- использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов, подлежащие замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе;
- при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела сообщать об этом руководству организации.
Мыло или иное моющее средство для рук, туалетная бумага, одноразовые полотенца или устройства для сушки рук должны быть в наличии постоянно.
Работники организаций, имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, должны иметь личную медицинскую книжку с отметками о пройденном медицинском осмотре и заключением врача о допуске к работе, сведениями о прививках, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
Руководители организаций обязаны обеспечить выполнение правил личной гигиены всеми работниками.
исп. ведущий специалист-эксперт Кузнецова В.Н.
О дорогостоящей косметике и косметических услугах в кредит.
Для граждан
Сокольский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области напоминает потребителям правила покупки косметики и косметических услуг в кредит. Достаточно часто потребители сталкиваются в социальных сетях (мессенджерах) с заманчивыми предложениями посетить салон красоты и получить косметическую услугу на бесплатной основе в рамках рекламной акции.
Приглашение в салон красоты сопровождается рекомендацией иметь при себе паспорт для подтверждения личности участника акции. В процессе демонстрации косметических услуг, исполнители услуг стараются максимально расхвалить «исключительные» свойства предлагаемого, а затем убеждают потребителя приобрести на платной основе набор косметики или пройти курс косметических услуг. Стоимость соответствующих товаров (услуг) может превышать финансовые возможности потребителей. На возражение, что таких денег нет, потребителю предлагают заключить кредитный договор.
При этом, следует знать, что, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2463 у потребителя отсутствует право на обмен (возврат) косметики надлежащего качества.
Вниманию потребителя:
1. Не спешите с принятием решения о покупке товаров (услуг). Оставьте себе время для просмотра отзывов о данном продавце (исполнителе услуги) и о предлагаемых товарах (услугах).
2. Помните, что потребитель свободен в заключении кредитного договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
3. Прежде чем подписать договор необходимо внимательно изучить его условия. Подписывать документы «не читая» не рекомендуется, т.к. если договор подписан потребителем, то Гражданский Кодекс Российской Федерации расценивает это как согласие с предложенными условиями.
4. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору (ст. 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» далее – Закон № 2300-1).
5. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (ст. 12 Закона № 2300-1).
6. Помните, что, подписывая кредитный договор, потребитель связывает себя договорными обязательствами с кредитной организацией, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу (исполнителю услуги) заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.
Исп. Главный специалист-эксперт Сорокина Е.Н.