Сокольской межрайонной прокуратурой в истекшем периоде 2024 года рассмотрено свыше 700 обращений граждан.
Наибольшее количество обращений на территории округа поступает вопросам соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также на неправомерные действия судебных приставов-исполнителей ОСП по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам.
При проведении проверочных мероприятий по обращениям граждан выявляются факты бездействия судебных приставов-исполнителей. На незаконные постановления об окончании исполнительных производств приносятся протесты, а также вносятся представления об устранении нарушений закона.
В сфере соблюдения законодательства в сфере ЖКХ выявляются многочисленные нарушения в деятельности управляющих организаций, муниципальных предприятий, органов местного самоуправления. По всем фактам принимаются меры прокурорского реагирования.
Сокольской межрайонной прокуратурой на 01.12.2024 выявлено свыше 2000 нарушений в сфере исполнения федерального законодательства на территории округа.
В целях устранения выявленных нарушений принесено 284 протеста, которые рассмотрены, удовлетворены, в суд направлено 67 исковых заявлений, которые рассмотрены, удовлетворены, внесено 413 представлений, к административной ответственности привлечено 39 лиц, объявлено 32 предостережения о недопустимости нарушения закона, в правоохранительные органы направлено 2 материала в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которых возбуждены уголовные дела.
Как и прежде значительное количество нарушений выявляется в сфере исполнения законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления, об исполнительном производстве.
По всем фактам выявленных нарушений принимаются меры прокурорского реагирования.
Надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления Сокольской межрайонной прокуратурой
Сокольская межрайонная прокуратура на постоянной основе осуществляет надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления (далее – НПА), оценивает достаточность нормативного регулирования на местном уровне, осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, реализует право нормотворческой инициативы.
За истекший период 2024 г. изучено 233 проекта НПА, по результатам изучения которых подготовлено 11 отрицательных заключений, которые рассмотрены, учтены при принятии НПА.
В текущему году по результатам мониторинга изменений федерального и регионального законодательства межрайонной прокуратурой в органы местного самоуправления направлено 15 информаций о необходимости принятия или изменения муниципальных нормативных правовых актов, также направлено 4 проекта НПА, по результатам рассмотрения которых приняты муниципальные правовые акты.
В рамках надзора за законностью НПА за истекший период 2024 года прокуратурой района оспорено 71 НПА, принесено 71 протестов, которые рассмотрены, внесены соответствующие изменения в акты.
«Сокольский районный суд вынес обвинительный приговор в отношении местного жителя, причинившего смертельные травмы приятелю».
Сокольской межрайонной прокуратурой поддержано обвинение по уголовному делу в отношении жителя Сокольского муниципального округа в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего).
Установлено, что 22 апреля 2024 года мужчина 03.03.1978 года рождения, распивавший спиртное в гостях у своих знакомых в квартире, расположенной в д.Оларево, Сокольского муниципального округа, в ходе ссоры на почве личной неприязни нанес своему приятелю удары по голове и туловищу. Смерть потерпевшего наступила на месте происшествия через непродолжительный период времени в результате полученных травм груди.
В ходе судебного заседания подсудимый вину в совершении преступления не признал, пояснил, что нанес погибшему приятелю всего несколько ударов, от которых последняя не мог скончаться.
В ходе предварительного расследования уголовного дела были собраны исчерпывающие доказательства, совокупность которых легла в основу обвинительного приговора.
Приговором Сокольского районного суда от 12.11.2024 с учетом позиции государственного обвинителя виновному лицу назначено наказание в виде лишения свободы сроком 7 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Приговор суда в законную силу не вступил и может быть обжалован сторонами.
В Сокольском муниципальном округе житель города Сокола осужден за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенную с незаконным проникновением в помещение (баню).
Сокольский районный суд 14.11.2024 вынес приговор по уголовному делу в отношении 38-летнего жителя города Сокол. Он признан виновным по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с незаконным проникновением в помещение).
В суде установлено, что 02.08.2024 в период с 21.00 часов до 23 часов мужчина при помощи, имеющейся при нем арматуры, повредил запорное устройство в виде врезного замка во входной двери бани, открыл входную дверь и не имея к тому законных оснований, незаконно проник в помещение бани, откуда похитил имущество на общую сумму 16 800 рублей.
Суд, с учетом позиции государственного обвинения, назначил мужчине наказание в виде 8 месяцев исправительных работ с удержанием ежемесячно 10 % заработка в доход государства. Приговор не вступил в законную силу.
Кто может получить жилье по договорам социального найма?
В соответствии с ч.2, 5 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188 жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим российским гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 19, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К ним относятся, в частности, определенные категории военнослужащих, педагогические работники, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, сотрудники органов внутренних дел, спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России, больные заразными формами туберкулеза и т.д.
Часть 4 статьи 49 ЖК РФ устанавливает, что гражданам указанных категорий также могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В Уголовном Кодексе Российской Федерации появилось новое обстоятельство, отягчающее наказание за совершение преступления
Федеральным законом от 09.11.2024 № 384-ФЗ внесены изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которым совершение преступления лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации, будет признаваться обстоятельством, отягчающим наказание. Настоящий Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования – с 09.11.2024.
Таким образом, ч. 1 ст. 62 УК РФ в настоящее время закреплено 19 обстоятельств, отягчающих наказание.
Кроме того, судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.
В Уголовном Кодексе Российской Федерации появилось новое обстоятельство, отягчающее наказание за совершение преступления
Федеральным законом от 09.11.2024 № 384-ФЗ внесены изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которым совершение преступления лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации, будет признаваться обстоятельством, отягчающим наказание. Настоящий Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования – с 09.11.2024.
Таким образом, ч. 1 ст. 62 УК РФ в настоящее время закреплено 19 обстоятельств, отягчающих наказание.
Кроме того, судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.
Сроки оказания медицинской помощи человеку с онкологическим диагнозом
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Постановление Правительства № 2353) утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Согласно указанному нормативно-правовому акту, срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме с момента обращения пациента в медицинскую организацию составляет не более 2 часов. Сроки ожидания прима врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами педиатрами участковыми с момента обращения в медицинскую организацию составляет не более 24 часов.
Приём узкими специалистами (окулистом, оториноларингологом, хирургом, неврологом и др.) должен быть организован не позднее 14 дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию. Время доезда до пациента бригад скорой помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме составляет не более 20 минут.
Важно отметить, что при подозрении у пациента онкологического заболевания или его наличия сроки оказания медицинской помощи:
- в случае подозрения на онкологическое заболевание консультации узких специалистов для пациентов должны быть организованы не позднее 3 рабочих дней. Кроме того, не позднее 3 рабочих дней с момента постановки диагноза врач-онколог устанавливает диспансерное наблюдение за пациентом.
- в случае подозрения на онкологическое заболевание сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований сокращаются до 7 рабочих дней со дня назначения исследований. - не более 7 дней со дня установления диагноза (состояния) отводится для оказания плановой специализированной (за исключением высотехнологичной) медицинской помощи для пациентов с онкологическим профилем.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя
В соответствии со статьёй 220 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
В силу статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя.
В случае причинения вреда здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок возмещения такого вреда регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее-Закон № 125-ФЗ).
В этом же законе установлено право работника на компенсацию морального вреда. А именно абзац второй пункта 3 статьи 8 Закона № 125-ФЗ предусматривает, что возмещение застрахованному лицу, то есть работнику морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда. То есть ответственным лицом за компенсацию морального вреда в связи с причинением вреда здоровью вследствие профзаболевания является работодатель.
При этом законодательство не ограничивается ответственностью только того работодателя, при исполнении обязанностей у которого у гражданина было выявлено заболевание. Судебная практика допускает, что в случае, если профзаболевание у работника возникло в периоды работы у нескольких работодателей, ответственность компенсировать моральный вред возникает у всех работодателей.
В статье 237 ТК РФ определены порядок и условия возмещения морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя. С требованиями о компенсации морального вреда, причиненного вследствие профессиональной трудоспособности в связи с профзаболеванием, работник может обратиться непосредственно к работодателю. Последний обязан возместить ему вред в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора или отраслевым соглашением, локальным нормативным актом работодателя.
В то же время на практике не исключены ситуации, когда работодатель не производит выплату компенсации морального вреда, либо выплаченная компенсация не устраивает работника. И тогда возникает вопрос-куда гражданин может обратиться для разрешения этого вопроса.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом. То есть с неразрешенными вопросами между работником и работодателем, касающимися компенсации морального вреда, в силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за защитой своих прав гражданин вправе обратиться в суд общей юрисдикции.
Уведомлять наследников о долгах наследодателей будут нотариусы
Федеральным законом от 23.11.2024 № 407-ФЗ внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Теперь после открытия наследственного дела нотариусы будут запрашивать в Центральном каталоге кредитных историй кредитные истории наследодателей и уведомлять наследников о долгах.
Информация из Центрального каталога кредитных историй и бюро кредитных историй предоставляется через единую информационную систему нотариата в электронной форме. Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения информации из Центрального каталога кредитных историй (при отсутствии кредитной истории наследодателя) и бюро кредитных историй (при наличии кредитной истории наследодателя), нотариус извещает наследников, подавших ему заявления о принятии наследства: об отсутствии кредитной истории наследодателя; об отсутствии неисполненных долговых обязательств наследодателя; о наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя, об их размере, а также извещает наследников о наличии неисполненных долговых обязательств, сведения о которых получены нотариусом из иных источников.
Изменения вступают в силу 24.11.2025.
Может ли ребенок получить наследство от умерших родителей, лишенных родительских прав?
В случае лишении родительских прав родители теряют право на получение алиментов от детей и другие права, однако при этом у ребенка сохраняется право на содержание и вступление в наследство в порядке очереди, предусмотренной действующим законодательством.
В статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследователя. В силу пункта 4 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
В пункте 3 статьи 74 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ содержится аналогичное положение в отношении родителей, которые были ограничены в родительских правах. Соответственно, ребенок, переданный на попечение, сохраняет право на наследование за родителем, лишенным родительских прав. В этом случае согласно положениям статей 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ законный представитель подопечного должен обратиться к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не позднее шести месяцев с момента смерти наследодателя.
Таким образом, ребенок, чьи родители или один из них лишены родительских прав (ограничены в них), или он передан на попечение органу опеки и попечительства, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им. У него также есть имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Однако, статьей 137 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ и статьей 1147 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ установлено, что если ребенок был усыновлен (удочерен), то он утрачивает имущественные права по отношению к своим родителям и родственникам по происхождению.
С 1 января 2025 года лесную технику необходимо оборудовать аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС
Данное требование закреплено в положениях ч. 7 ст. 50.4 и ч. 1 ст. 96.3 Лесного кодекса Российской Федерации.
Так, введенной Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» ч. 7 ст. 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортировка древесины автомобильным транспортом допускается в случае, если транспортные средства оборудованы техническими средствами контроля, указанными в ст. 96.3 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 96.3 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что транспортные средства, на которых осуществляется транспортировка древесины (в случае её транспортировки автомобильным транспортом), должны быть оборудованы техническими средствами контроля, которые обеспечивают оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить координаты места нахождения таких транспортных средств, траекторию их движения, используют программное обеспечение, интегрированное с федеральной государственной информационной системой лесного комплекса, и передают в неё информацию в режиме реального времени.
Указанные положения вступают в силу с 01.01.2025 года.
Приказом Минприроды России от 21.02.2022 № 121 утверждён Порядок оснащения транспортных средств, на которых осуществляется транспортировка древесины (в случае её транспортировки автомобильным транспортом), и техники, используемой при тушении лесных пожаров, техническими средствами контроля, их виды, требования к их использованию и порядок их функционирования.
В список техники, которую необходимо оснастить техническими средствами контроля, входят лесозаготовительные машины, лесопожарные автомобили и машины для транспортировки древесины.
Данные о передвижении объектов будут передаваться во ФГИС Лесного комплекса (Рослесхоз) через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».
Кроме того, Федеральным законом от 08.07.2024 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 8.28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) дополнена частями 6-11 «Нарушение требований лесного законодательства об учёте древесины и сделок с ней».
Часть 7 ст. 8.28.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за транспортировку древесины без оснащения лесовозов техническими средствами контроля ГЛОНАСС в виде административных штрафов:
- для должностных лиц – от 20 до 40 тыс. руб.;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 100до 200 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 200 до 400 тыс. руб.
При повторном совершении указанного административного правонарушения ч. 8 ст. 8.28.1 КоАП РФ предусмотрена возможность конфискации древесины и (или) транспортного средства, а также увеличенный размер штрафа.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 7 ст. 8.28.1 КоАП РФ, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учёта сделок с ними, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 8 ст. 8.28.1 КоАП РФ, - мировыми судьями.
Внесены изменения в законодательство об объектах культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2024 № 1200 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1828 «Об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия», расширен перечень видов работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых могут участвовать добровольцы (волонтеры).
Речь идет о работах по ремонту объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия (за исключением зданий и мемориальных квартир), увековечивающих память о событиях, об участниках и о жертвах Великой Отечественной войны.
Указанные работы могут проводиться в упрощенном порядке, утверждаемом Министерством культуры Российской Федерации.
Определен порядок использования отгулов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни
Федеральным законом от 30.09.2024 № 339-ФЗ внесены изменения в статью 153 Трудового кодекса РФ и определен порядок использования отгулов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Такой день отдыха по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.
В случае, если на день увольнения работника имеется не использованный день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, работнику при увольнении выплачивается разница между полагавшейся ему оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день и фактически произведенной оплатой работы в этот день.
Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Переносится ли ежегодный оплачиваемый отпуск, если он совпал с периодом больничного?
Случаи возможности переноса ежегодного оплачиваемого отпуска перечислены в ст. 124 Трудового кодекса РФ. Так, ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в том числе в случае временной нетрудоспособности работника.
Закон предусматривает, что при переносе срока отпуска необходимо учитывать пожелания работника.
Не использованный из-за больничного отпуск (его часть) можно перенести даже на следующий день после выхода работника на работу, поскольку ограничений законом на этот счет не установлено.
Ответственность за побои
Действующим российским законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность лиц, достигших 16-и летнего возраста, за причинение побоев.
Впервые административная ответственность за совершение указанных деяний, предусмотренная ст. 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), введена в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ с 15.07.2016.
В силу ст. 6.1.1 КоАП РФ нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от 5000 до 30000 рублей, либо административный арест на срок от 5 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.
Вред здоровью признается лёгким (ст. 115 УК РФ) при наличии двух признаков: а) если он вызывает кратковременное расстройство здоровья продолжительностью не свыше 21 дня или б) влечёт незначительную стойкую утрату общей трудоспособности в объёме, не превышающем 10 %.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, образует состав преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ.
Санкция ч. 1 ст. 116.1 УК РФ в качестве наиболее строгого наказания предусматривает арест на срок до 3 месяцев.
Критерием отнесения побоев к уголовной или административной ответственности является то, по каким мотивам причинены побои.
Если побои причинены из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет), то за их причинение предусмотрена уголовная ответственность по ст. 116 УК РФ.
Санкция ст. 116 УК РФ в качестве наиболее строго наказания предусматривает лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Если лицо, нанесшее побои или совершившее иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствия, указанные в ст. 115 УК РФ, и не содержащие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, имеет судимость за преступление, совершённое с применением насилия, то его действия квалифицируются по ч. 2 ст. 116.1 УК РФ.
Санкция ч. 2 ст. 116.1 УК РФ в качестве наиболее строго наказания предусматривает арест на срок до 6 месяцев.
Преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий
В связи с глобальной цифровизацией общества, которая затрагивает, в том числе, социально уязвимые слои населения, например, пожилых людей, испытывающих сложности при освоении современной техники, а также страдающих излишней доверчивостью, в Российской Федерации отмечается ежегодный рост преступлений, совершаемых с использованием информационно- телекоммуникационных технологий, в том числе, сети Интернет.
Каждый день регистрируются преступления, связанные с хищением денежных средств из банков и иных кредитных организаций, физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ответственность за которые в зависимости от способа преступного посягательства предусмотрена статьями 158, 159, 159.3 и 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В совокупности с указанными преступлениями совершаются преступления в сфере компьютерной информации (киберпреступления), которые на практике используются в качестве средства завладения чужим имуществом. Уголовная ответственность за указанные преступления предусмотрена статьями 272, 273, 274 и 274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Самый распространенный вид киберпреступлений в Российской Федерации – это телефонное мошенничество, при котором мошенники звонят по телефону и пытаются узнать у владельцев банковских карт конфиденциальные данные, сделать перевод или установить программы удаленного доступа.
Тактика основана на использовании психологических слабостей человека и является достаточно эффективной. Преступник под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка звонит человеку, являющемуся пользователем банковской карты, после чего, сославшись на необходимость решения небольшой проблемы в компьютерной системе или с банковским счетом ввиду его блокировки, узнает PIN-код и иные данные, позволяющие получить доступ к банковскому счету потенциального потерпевшего.
Довольно часто также используются дистанционные хищения, совершаемые посредством размещения на открытых сайтах в сети Интернет заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение.
Кроме того, денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших и тогда, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными на них банковскими сервисами.
Также многие пользователи, не раздумывая, открывают вложения или гиперссылки, разосланные злоумышленниками под видом официальных писем, содержащих ссылки на фальшивые веб-страницы с формами для ввода необходимых преступникам данных, которые в последующем используются, в том числе, для доступа к банковским счетам граждан.
В целях предупреждения и пресечения указанных видов преступлений необходимо быть предельно внимательными при осуществлении банковских операций с использованием сети Интернет и мобильных телефонов, перепроверять полученную информацию, повышать уровень правовой, финансовой и компьютерной грамотности.
Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности
Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности.
Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество (ст. 290 УК РФ – получение взятки, ст. 291 УК РФ – дача взятки, ст. 291.1 УК РФ – посредничество во взяточничестве, ст. 291.2 УК РФ – получение и передача мелкой взятки). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Весомая роль в структуре взяточничества отведена преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ. Получение взятки – опасное должностное преступление, особенно, если оно совершается в крупном, особо крупном размерах, группой лиц или сопровождается вымогательством.
В этой статье Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность, когда взяткополучатель – должностное лицо совершает действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); общее покровительство или попустительство по службе; совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).
Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, автомобиля, строительство дачи), а также выгоды неимущественного характера (устройство детей вне очереди в детские сады, на обучение в учебные организации и т.п.).
Под выгодами имущественного характера следует также понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизированных объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
Указанные действия наказываются штрафом, максимальный р