Рабочее место школьника
Сокольский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области напоминает, что правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных ЭСО является неотъемлемой частью учебного процесса.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:
· для обучающихся в 1-2 классах – 20 мин;
· для обучающихся в 3-4 классах – 25 мин;
· для обучающихся в 5-9 классах – 30 мин;
· для обучающихся в 10-11 классах – 35мин.
Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах - 3 урока.
При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета). #САНПРОСВЕТ
Исп. старший специалист 1 разряда Ковалева А.В.
Режим дня школьника
Сокольский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области напоминает, что в повседневной жизни школьника очень важно соблюдать режим дня. У ребёнка, соблюдающего правильный режим, вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Чёткий режим дня помогает правильно сбалансировать рабочую деятельность и отдых, что очень важно для растущего ребёнка и его здоровья.
Основное влияние на состояние здоровья школьника оказывают режим питания, количество и качество сна, двигательная активность (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры), наличие или отсутствие правильно организованного рабочего места.
Режим питания.
Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но и в какое время и как часто.
Для школьников требуется 5 приемов пищи в сутки в зависимости от нагрузки, через 4-5 часов.
Здоровый сон.
Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (примерно на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. Ведь при недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.
Двигательная активность.
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость. #САНПРОСВЕТ
Исп. старший специалист 1 разряда Ковалева А.В.
Как выбрать школьный рюкзак
В преддверии нового учебного года Сокольский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области напоминает о требованиях безопасности, предъявляемых к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков.
На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям.
Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.
Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.
Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.
Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.
Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.
Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.
Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.
Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
- для учащихся 1 - 2-х классов - не более 1,5 кг;
- 3 - 4-х классов - не более 2 кг;
- 5 - 6-х классов - не более 2,5 кг;
- 7 - 8-х классов - не более 3,5 кг;
- 9 - 11-х классов - не более 4,0 кг.
В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.
Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, простым в чистке и уходе, чтобы при необходимости его можно было легко помыть. #САНПРОСВЕТ
Исп. старший специалист 1 разряда Ковалева А.В.
Правила выбора школьно-письменных принадлежностей
Скоро новый учебный год и для родителей встает вопрос приобретения школьно-письменных принадлежностей для своих детей, правильный выбор которых позволит ребенку безопасно и комфортно использовать их в процессе обучения.
К школьно-письменным принадлежностям относятся канцелярские товары:
- ручки,
- маркеры,
- линейки,
- карандаши,
- резинки канцелярские,
- тетради, дневники,
- кисти и другие аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей и подростков.
Требования к школьно-письменным принадлежностям установлены следующими нормативными актами:
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
- Технический регламент ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС).
При покупке школьно-письменных принадлежностей, особое внимание уделяйте наличию маркировки!
Маркировка наносится на изделие (этикетку, упаковку, листок-вкладыш и т.д.), и обязательно должна содержать следующую информацию на русском языке:
- наименование страны, где изготовлена продукция;
- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;
- наименование и вид (назначение) изделия;
- дата изготовления;
- единый знак обращения на рынке;
- срок службы продукции (при необходимости);
- гарантийный срок службы (при необходимости);
- товарный знак (при наличии).
Любые школьно-письменные принадлежности должны быть безопасны для здоровья ребенка по органолептическим и санитарно-химическим показателям.
Интенсивность запаха изделий должна быть минимальной (не превышать 2 баллов).
Изделия не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия.
Для изготовления тетрадей школьных и общих, для записи слов, для нот, дневников школьных используется бумага писчая, а также другие виды плотной полиграфической бумаги с определенной массой. Применение глянцевой бумаги не допускается. Толщина линий, образующих строки и клетки, должна быть 0,1–0,4 мм в зависимости от вида линовок.
Для производства альбомов, папок и тетрадей для рисования используется бумага рисовальная; альбомов и папок для черчения – бумага чертежная.
В зависимости от материалов, применяемых для изготовления стержней, карандаши подразделяются на чернографитные и цветные.
В соответствии с нормативными документами школьные чернографитные карандаши по степени твердости должны быть в диапазоне 3М – ТМ, с диаметром карандаша от 5 до 6,4 мм и длиной от 11,2 см до 17,7 см. Цветные карандаши по степени твердости должны быть в диапазоне 4М-2М, с диаметром от 6,4 мм до 8,2 мм и длиной от 8,8 см до 17,7 см.
Чернографитные карандаши могут изготавливаться с резинкой. Длина карандаша с резинкой не должна превышать 19 см.
В карандашах не допускается выкрашивание частиц стержня и снижение интенсивности черты при письме.
Цвет покрытия цветных карандашей должен соответствовать цвету стержня, цвет покрытия чернографитных карандашей может быть любой.
Карандаши и ручки должны способствовать образованию у детей навыка письма при минимальном напряжении зрения и мелких мышц кисти рук. Ручка должна удобно ложиться в руку ребенка, желательно иметь прорезиненные вставки в месте прижатия пальцев или просто рифленую поверхность. Паста не должна пачкать бумагу.
В случае продажи товара, не соответствующего обязательным требованиям законодательства по качеству и безопасности, без необходимой информации, потребители имеют право обратиться с претензией к продавцу и требовать либо обмена товара с недостатком, либо расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы. #САНПРОСВЕТ
Исп. старший специалист 1 разряда Ковалева А.В.