Об изменениях в процедуре оформления договоров водопользования
При осуществлении водопользования важно знать требования природоохранного законодательства для правильной реализации своих обязанностей, как природопользователя, и для осуществления производственной деятельности согласно установленным нормам.
С 01.09.2023 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» изменились правила заключения договора водопользования и его форма.
Пользование водными объектами является одним из самых распространенных видов природопользования. Для того чтобы осуществлять деятельность, связанную с пользованием водным объектом, юридическому лицу, физическому лицу, индивидуальному предпринимателю необходим определенный перечень разрешительной документации в зависимости от целей водопользования.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч. 3 ст. 38 Водного кодекса РФ;
- использования акватории водных объектов, за исключением случаев, при которых выдается решение на пользование водным объектом (ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ); не требуется оформление водных объектов в пользование (ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ);
- производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
В соответствии с договором водопользования орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить водный объект или его часть водопользователю за определенную плату.
С 1 сентября 2023 года обязательна к применению новая форма примерного договора водопользования. Срок рассмотрения документов для предоставления данной услуги изменится и составит 15 рабочих дней.
Кроме того, согласно нововведениям:
- определено, что заявление о предоставлении водного объекта в пользование, а также необходимые документы направляются посредством информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг или ведомственных информационных систем. На бумажном носителе предоставление указанных документов будет доступно только в случае отсутствия возможности использования ранее указанных способов лично хозяйствующим субъектом или посредством многофункциональных центров;
- установлен перечень документов, которые необходимо будет предоставлять дополнительно с заявлением в случае его направления в уполномоченный орган на бумажном носителе.
Форма самого примерного договора водопользования также изменилась в части особенностей указания параметров водного объекта и водопользования, обязанностей водопользователя.
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влекут наложение административного штрафа (ст. 7.6 КоАП РФ):
на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.;
на индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения)
Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии со ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации тайна усыновления охраняется законом, и лица, разгласившие тайну усыновления ребенка, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Дела указанной категории суд рассматривает в закрытом судебном заседании, лица, участвующие в рассмотрении дела, предупреждаются о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к ответственности за разглашение тайны усыновления.
Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.
В соответствии со ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, влечет наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до 4 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового.
Требования к движению велосипедистов
В соответствии с п. 24.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части в случае отсутствия велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов либо отсутствия возможность двигаться по ним; превышения более 1 м габаритной ширины велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза; движения велосипедистов в колоннах.
По обочине допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет, в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.
По тротуару или пешеходной дорожке допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет, в случаях отсутствия велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов либо отсутствия возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине, а также, если велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Согласно п. 24.3 Правил дорожного движения движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
В силу п. 24.4 Правил дорожного движения движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет, а также детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон. Движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, должно осуществляться только в сопровождении взрослых.
Собственники жилья и их обязанности
Под бременем содержания имущества, согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации с назначением имущества состоянии. Степень заботливости и осмотрительности собственника при выполнении этой обязанности, может быть указана в технических регламентах, правилах ведения эксплуатации отдельных видов деятельности.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Также, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником. Члены семьи собственника обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Ответственность за ненадлежащее пользование жилым помещением возлагается на его собственника. Согласно статье 293 Гражданского кодекса РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей, либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если после предупреждения, собственник продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств.
Принят закон о создании федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды
В соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создана государственная информационная система состояния окружающей среды.
В качестве оператора информационной системы определена ППК «Российский экологический оператор», система будет содержать информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, о радиационной обстановке, об обращении с отходами производства и потребления, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
Пользователями информации, содержащейся в информационной системе, являются органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Указанные субъекты смогут использовать данную информацию при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Закреплено, что на основе информации, размещенной в информационной системе, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации будет подготавливать ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды. Порядок подготовки и распространения указанного доклада установит Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Оскорбление влечет наказание
За оскорбление, то есть унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, совершенное публично с использованием сети «Интернет», предусмотрена ответственность по части 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме в том числе относятся:
-сообщения, содержащие оскорбительные выражения, размещенные в чатах мессенджеров;
-комментарии, содержащие грубую нецензурную брань, оставленные под записями в социальных сетях;
-CMC-сообщения, содержащие оскорбительные выражения, в том числе с использованием ненормативной лексики, направленные с помощью мобильного телефона.
Такие действия влекут наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
на должностных лиц от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
на юридических лиц от 200 тысяч до 700 тысяч рублей.
При этом, срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня совершения нарушения и составляет 90 календарных дней.
Однако, привлечение лица к административной ответственности за оскорбление не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может возложить на нарушителя обязанность компенсации морального вреда, причиненного гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
С 15 августа 2023 года увеличен срок давности привлечения к ответственности за нарушение срока уплаты штрафа.
Федеральным законом от 04.08.2023 № 425-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» изменен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение срока уплаты штрафа.
Он составит 1 год. Сейчас могут оштрафовать в течение 90 календарных дней. Изменения вступили в силу с 15.08.2023.
Что такое судебный штраф?
Согласно ч. 1 ст. 104.4 УК РФ судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 УК РФ. Судебный штраф является мерой уголовно-правового характера, которая не влечет за собой наличие судимости.
Положения ч.1 статьи 104.5 УК РФ предусматривает, что размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части уголовного Кодекса. В случае, если штраф не предусмотрен соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, размер судебного штрафа не может быть более двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа возможно при наличии указанных в статье 76.2 УК РФ условий: лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
Если данные обстоятельства были установлены в ходе предварительного расследования, то применяется специальная процедура прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о возбуждение перед судом соответствующего ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит постановление, в котором указывает одно из следующих решений: об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
В соответствии со ст. 446.5 УПК РФ в случае неуплаты лицом судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, суд по представлению судебного пристава-исполнителя отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору. Дальнейшее производство по уголовному делу осуществляется в общем порядке.
Способы предотвращения мошеннических действий, совершаемых с использованием информационных технологий
В настоящее время банковская система все больше уделяет внимание высоким технологиям, активно внедряя их в различные операционные процессы для взаимодействия финансового учреждения с многочисленными клиентами.
Наиболее популярны телефонные приложения "СбербанкОнлайн", "ВТБОнлайн" и прочие, с помощью которых можно в любое время суток осуществлять банковские операции, оплатив, например, через личный кабинет с помощью банковской карты любой товар в интернет-магазинах.
Вместе с тем усиливающаяся информатизация современного общества имеет и негативные последствия, заключающиеся в появлении и росте особых разновидностей правонарушений.
Одна из таких групп преступных посягательств выражается в совершении различных корыстных действий (бездействия) в сферах ИТТ с применением компьютерной информации, электронных (цифровых) технологий и т.п.
Чтобы не стать жертвой преступников, использующих ИТТ, применяйте следующие правила:
не сообщайте свои персональные данные, а также банковских карт и счетов третьим лицам, даже если неустановленное лицо представилось сотрудником банка, прекратите разговор и обратитесь в банк лично либо по телефону горячей линии;
не выполняйте указания неизвестных лиц по вводу каких-либо команд и символов в телефонном режиме, а также с использованием банкомата;
не перечисляйте денежные средства неизвестным лицам, представляющимся знакомыми ваших родных, сотрудниками правоохранительных органов (положите трубку и позвоните лицу, который по словам неизвестного, попал в беду/нуждается в помощи);
прежде чем приобретать какой-либо товар или услугу с использованием сети Интернет, ознакомьтесь с отзывами, оставленными ранее покупателями/клиентами;
при вводе пин-кода банковской карты закрывайте его рукой, не храните пин-код совместно с банковской картой.
Установлены дополнительные требования к коллекторской деятельности.
Федеральным законом от 04.08.2023 внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», предусматривающие новые правила взаимодействия кредиторов с должниками при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
В частности, в соответствии с новыми положениями взаимодействие с должником может осуществляться посредством автоматизированного интеллектуального агента – программного обеспечения, позволяющего поддерживать определенные кредитором и (или) представителем кредитора сценарии разговоров с должником.
Конкретизирован перечень лиц, которые могут взаимодействовать с должником. Это может быть кредитор (в т.ч. новый кредитор при переходе к нему прав требования), как это было ранее, и представитель кредитора. При этом закон конкретизирует категории лиц, которые могут выступать в качестве представителя кредитора.
Устанавливается порядок взаимодействия с должником с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Более детально прописан перечень недопустимых действий при непосредственном взаимодействии с должником (в т.ч. установлены периоды в течение дня, когда такое взаимодействие запрещено).
Установлены основания для ограничения уполномоченным органом использования одного или нескольких способов взаимодействия с должником.
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2024 года.
Лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, могут брать до 24 дополнительных выходных подряд
Федеральный закон от 05.12.2022 № 491-ФЗ «О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации» с 01.09.2023 предоставляет родителям, опекунам, попечителям, ухаживающими за детьми-инвалидами, право в течение календарного года однократно использовать до двадцати четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд для ухода за детьми-инвалидами.
Выходные дни предоставляются по письменному заявлению работника. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.
Об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака и никотинсодержащей продукции
Федеральным законом от 28.04.2023 № 175-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми увеличен размер административных штрафов за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака и никотинсодержащей продукции.
В соответствии со ст. 6.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные выше действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей.
Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, влекут наложение штрафа в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей.
Также увеличены размеры штрафов за продажу несовершеннолетнему табачной, никотинсодержащей продукции, устройств для ее потребления, табачных изделий, кальянов.
Так, в соответствии со ст. 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф за реализацию несовершеннолетнему табачной и никотинсодержащей продукции, табачных изделий, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции составляет: для граждан – от 40 до 60 тысяч рублей; для должностных лиц - от 150 до 300 тысяч рублей; для юридических лиц - от 400 до 600 тысяч рублей.
Об ответственности несовершеннолетних за причинение вреда
Предусмотрено два вида ответственности несовершеннолетних за причиненный ими вред: в возрасте до 14 лет и в возрасте с 14 до 18 лет.
За вред, причиненный подростком, не достигшим 14 лет (малолетним), ответственность несут его родители (усыновители) или опекуны.
Если малолетний находился под надзором организации, учреждения, ответственность за вред, причиненный малолетним, несут указанные организации (школы, дошкольные образовательные учреждения, больницы, санатории, детские дома, школы-интернаты).
Данные лица освобождаются от обязанности возмещения вреда, причиненного малолетним в случае, если докажут, что вред причинен не по их вине.
Обязанность возмещения вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, возложена на самого несовершеннолетнего.
Родители (усыновители) или попечители возмещают причиненный несовершеннолетним вред полностью или в недостающей части только в случае отсутствия у несовершеннолетнего доходов либо имущества.
Если несовершеннолетний находился под надзором организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответственность за вред в случае отсутствия средств у несовершеннолетнего несет данное учреждение. На указанных лицах лежит обязанность доказать, что вред причинен не по их вине.
Родители (усыновители), опекуны, попечители, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую несовершеннолетний был помешен под надзор, отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.).
Данная обязанность прекращается по достижению подростком совершеннолетнего возрасти либо в случае, когда до совершеннолетия у него появились доходы или иное имущество, достаточное для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Дееспособность несовершеннолетними может приобретаться по достижению 16-летнего возраста и объявлению его дееспособным. Решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителя, попечителя, либо при отсутствии согласия — по решению суда.
Родители, усыновители и попечители не несут ответственность по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего вследствие причинения вреда.
Независимо от того проживают родители совместно с детьми или отдельно, они в равной степени несут ответственность за вред, причиненный их детьми.
Основанием освобождения родителя, отдельно проживающего от детей, является невозможность осуществления своих прав и обязанностей по их воспитанию по вине другого родителя либо в силу объективных причин, к которым можно отнести его длительную болезнь.
Родители, лишенные родительских прав, в течение трех лет после принятия судом такого решения могут быть привлечены к обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними детьми, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.
Об изменениях в процедуре оформления договоров водопользования
При осуществлении водопользования важно знать требования природоохранного законодательства для правильной реализации своих обязанностей, как природопользователя, и для осуществления производственной деятельности согласно установленным нормам.
С 01.09.2023 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» изменились правила заключения договора водопользования и его форма.
Пользование водными объектами является одним из самых распространенных видов природопользования. Для того чтобы осуществлять деятельность, связанную с пользованием водным объектом, юридическому лицу, физическому лицу, индивидуальному предпринимателю необходим определенный перечень разрешительной документации в зависимости от целей водопользования.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч. 3 ст. 38 Водного кодекса РФ;
- использования акватории водных объектов, за исключением случаев, при которых выдается решение на пользование водным объектом (ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ); не требуется оформление водных объектов в пользование (ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ);
- производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
В соответствии с договором водопользования орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить водный объект или его часть водопользователю за определенную плату.
С 1 сентября 2023 года обязательна к применению новая форма примерного договора водопользования. Срок рассмотрения документов для предоставления данной услуги изменится и составит 15 рабочих дней.
Кроме того, согласно нововведениям:
- определено, что заявление о предоставлении водного объекта в пользование, а также необходимые документы направляются посредством информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг или ведомственных информационных систем. На бумажном носителе предоставление указанных документов будет доступно только в случае отсутствия возможности использования ранее указанных способов лично хозяйствующим субъектом или посредством многофункциональных центров;
- установлен перечень документов, которые необходимо будет предоставлять дополнительно с заявлением в случае его направления в уполномоченный орган на бумажном носителе.
Форма самого примерного договора водопользования также изменилась в части особенностей указания параметров водного объекта и водопользования, обязанностей водопользователя.
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влекут наложение административного штрафа (ст. 7.6 КоАП РФ):
на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.;
на индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Порядок подачи и рассмотрения заявления о преступлении
В соответствии со ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Устное заносится в протокол, который также подписывает заявитель и должностное лицо, принявшее его. Заявление о явке с повинной также может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.
Заявление может быть подано не только о преступлении, но и о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, массовых беспорядках и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.
Правоохранительные органы не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по мотивам недостаточности сообщаемых данных. Вместе с тем, эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений.
Каждый заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По заявлению или сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток, в исключительных случаях - в срок не более 10 суток со дня подачи, должно быть принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче по подследственности или территориальности.
Если для принятия решения по сообщению требуется производство документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведение оперативно-розыскных мероприятий, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
О принятом решении сообщается заявителю с одновременным разъяснением порядка его обжалования.
Новые ме